13 декабря в большом зале Муниципального центра культуры Магадана состоялось пленарное заседание XX областных Рождественских образовательных чтений «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ».
В работе Чтений приняли участие представители Колымского казачества.
Участники заседания предварили работу пением молитвы «Царю Небесный», после чего вниманию присутствующих был продемонстрирован видеоролик, посвященный юбилею Областных Рождественских чтений.
Далее с приветственным словом к собравшимся обратился архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
«…2020 год – год 75-летия Великой Победы 1945 года, а потому тема наших чтений, предваряющих Международные Рождественские чтения года наступающего «Великая Победа: наследие и наследники».
Насколько необходимо вновь вернуться к этой теме! Молодое поколение – «наследники» Великой Победы, очень мало знают о минувшей войне. То, что каждый из нас знает со школьной скамьи (имена героев, главные сражения, зверства захватчиков), сейчас знают лишь единицы из числа представителей молодого поколения. На этот счет существует ряд исследований.
Приведу один из примеров:
- Из десяти опрошенных молодых людей возрастом от 14 до 18 лет, 6 не могут объяснить разницу между Великой Отечественной войной и Второй Мировой войной.
- 8 из 10 не знают имена прославленных героев Великой Отечественной войны, таких как Кожедуб, Маресьев, Водопьянов, Панкратов.
- 9 из 10 не могут назвать даты крупных сражений Великой Отечественной войны.
- 2 из 10 считают, что наибольший вклад в разгром Гитлера внесли США и страны Западной Европы.
Подобная неинформированность служит плодоносной почвой для всякого рода фальсификаций, которыми хотят наполнить головы российской молодежи враги нашей страны, которых, как мы понимаем, очень и очень много. Великую Победу они хотят представить случайной, причину развязывания войны хотят найти в политике Сталина, холодную войну 40-х и последующих годов хотят представить плодом нашей победы.
В последние годы в российской историографии много было сделано для развенчания черных мифов о Великой Отечественной войне. С объективной научной информацией выступали многие профессиональные авторы, а также «историки-любители». Любопытно отметить публикации целых книг, специально направленных на разоблачение фальсификаторов истории.
Первые монографии, направленные против черных мифотворцев, появились на рубеже 20 – 21 веков. В наши дни разоблачение черных мифотворцев стало фактически самостоятельным направлением исторической публицистики.
Черные мифы и прежде, и теперь являются наступательным оружием в так называемых «войнах памяти». Наша подлинная история является элементом нашего государственного суверенитета. Ярким примером мифотворческих наступлений может послужить документ «О воссоединении разделенной Европы…», принятый на Парламентской ассамблее ОБСЕ в 2009 г., приуроченной к дате начала Второй Мировой войны в 1939 г. В своей резолюции европарламентарии прямо провозглашали равную ответственность СССР и Третьего Рейха, основываясь на подписании пакта «Риббентропа-Молотова» – «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом» от 23 сентября 1939 г.
Российская реакция была незамедлительной. Государственная Дума и Совет Федерации Российской Федерации осудили этот документ, основанный на исторической лжи. Подобных примеров псевдоисторических оценок очень и очень много.
В дни Рождественских чтений мы должны проявить свою принадлежность к исторической правде, отвергая вражеские псевдоисторические оценки.
Памятуя о начале государственном и церковном в дни проходящих чтений, мы должны вспомнить и о роли Русской Православной Церкви в Великой Победе 1945 г., вспомнить личное героическое участие православных священнослужителей в военных сражениях, материальное участие в формировании ряда дивизий. Вспомнить героев сражений, таких как патриарх Пимен (Извеков), архимандрит Кирилл (Павлов) и многих других священнослужителей ветеранов Великой Отечественной. Должны вспомнить об открытом обращении к пастве патриарха Сергия (Страгородского), опередившем обращение главы Государства. Должны вспомнить о том, что в то, казалось бы, безбожное время солдаты шли в бой с молитвой, с крестами, вшитыми в пилотки и гимнастерки, о чем свидетельствуют воспоминания выживших в войне и раскопки солдатских захоронений.
В страшные военные годы открылись вновь практически все закрытые после революции храмы. Роль Церкви Государством была оценена́, как необходимое условие победы, как составляющая единого патриотического духа всей страны. Необходимость Церкви была для поддержания родных живых и погибших солдат через молитвенное участие в богослужениях. Победа была достигнута не только кровью и оружием, но и общей молитвой к Богу – Истинному Подателю блага и спокойствия всего мира.
Дорогие участники чтений, хочется верить, что 20-ые, юбилейные Рождественские чтения Магаданской области внесут свой весомый вклад в обращение молодых людей к своей истории, к истории трагических дней Великой Отечественной войны, закалившей дух русского человека …», — сказал Высокопреосвященный владыка.
Со словами приветствия к участникам форума и пожеланиями успешной работы обратилась заместитель председателя правительства Магаданской области Татьяна Савченко:
«Каждый год Рождественские чтения ставят перед собой очень важную задачу — сформировать общественный отклик в традиционных и новых подходах системы воспитания, образования и развития подрастающего поколения.
Сегодня в зале присутствуют все заместители руководителей городских округов по социальной работе. Это важно, так как Рождественские чтения — это связующее звено между всеми сторонами региональных и межотраслевых взаимодействий в социальной сфере.
От лица губернатора и от себя лично благодарю всех организаторов этого мероприятия и желаю плодотворной работы», — сказала Татьяна Ивановна.
Далее присутствующих в зале приветствовал руководитель приёмной Президента Российской Федерации в Магаданской области – главный федеральный инспектор по Магаданской области Евсей Васильев:
«Тему, которую мы сегодня обсуждали, трудно переоценить. Великая Отечественная война воспринимается всеми гражданами, независимо от их политических взглядов и социального статуса, как глубоко личная история. Война вошла почти в каждый дом. Прошли десятилетия, но она по-прежнему остается важнейшей частью исторической памяти народа.
Уходят последние свидетели войны, и без специальных усилий, поддерживаемых, государством, обществом, духовенством, это наследие духовной памяти будет сохранить все сложнее. Это огромная ответственность пред нашими предками и будущими поколениями»
От лица депутатов Магаданской областной Думы приветственное слово сказал заместитель председателя регионального законодательного собрания Андрей Зыков:
«Активное участие в духовном и патриотическом воспитании молодого поколения принимает Русская Православная Церковь, и одной из форм плодотворного взаимодействия в данном направлении является проведение ежегодных Рождественских чтений. Их главным организатором и координатором традиционно выступает Магаданская и Синегорская епархия. От имени депутатов Магаданской областной Думы я выражаю архиепископу Иоанну и всем священнослужителям глубокую благодарность. Вашими трудами традиции православного просвещения становятся нравственным достоянием общества, вовлекают молодежь в пространство национальной культуры и формируют в ней веру, любовь к Отечеству, сострадание к людям».
Далее участников форума приветствовал мэр Магадана Юрий Гришан:
«Тема нынешних чтений особенно актуальна для всего российского общества. И не только потому, что 2020-й год будет юбилейным для Великой Победы, но и потому, что в свете событий, происходящих сегодня в стране и в мире, сейчас особенно важно помнить об уроках прошлого, о том наследии, которое оставлено нам предыдущими поколениями.
й души благодарю всех участников и организаторов 20-х Рождественских чтений за неравнодушие, активную гражданскую позицию и светлый созидательный труд. Желаю всем плодотворной работы в атмосфере взаимного уважения и согласия!»
Также с приветственным словом выступил председатель Магаданской областной Думы Сергей Смирнов:
«С каждым годом Великая Победа отдаляется не только временным пространством, но и пространством сознательным. Безвозвратно уходит поколение очевидцев, и на смену им приходят новые трактовки и интерпретации одного из самых страшных периодов в судьбе России. Предпринимаются попытки переписать историю, придать новый окрас системе политического управления, тем или иным военным действиям. Ищут возможности развенчать идеалы, имевшие величайшую силу на полях сражений и в тылу, укреплявшие силу нашего народа и его веру в победу. Сейчас, когда для многих важнее собственная точка зрения, собственная оценка «За» или «Против», чрезвычайно важно поддерживать культуру отношения к истории своей страны среди молодежи, которая будет ответственна за ее будущее».
Общественную дискуссию предварил показ видеоролика, посвященного теме героического подвига советских граждан на фронтах войны и в тылу, представившего интервью с магаданцами- ветеранами Великой Отечественной войны.
Открывая работу общественной дискуссии, ее модератор, настоятель храма в честь Николая Чудотворца г. Магадан протоиерей Евгений Беляков сказал:
«Мы начинаем нашу дискуссию этим видеороликом, который, безусловно, всколыхнул в наших сердцах святые чувства, возникающие у нас каждый раз, когда мы думаем о войне: чувства радости и боли, чувства любви, уважения и благодарности миллионам наших соотечественников, тем, которые не вернулись и к тем, которые вернулись с той страшной войны.
Но мы совершили бы ошибку, если бы воспоминания о войне, разговоры о ее итогах и геополитическом наследии оставили на уровне только эмоций и переживаний. Наш долг – посмотреть на итоги и наследие Великой Отечественной войны и с другой стороны, через призму современного общества. И в том числе задуматься может быть и над вопросом парадокса самой войны.
Можно конечно давать разные определения войне, но несомненно одно: война настолько прочно вошла в быт человечества, что уже не совсем понятно, война – это какие-то краткие промежутки состояния мира или наоборот, мир – это некие временные перерывы в состоянии войны. Мы видим, как с каждым десятилетием совершенствуются формы и методы войны. В 20-ом столетии войне стало тесно на поверхности нашей планеты: мы заговорили о милитаризации космоса. В конце ХХ в. и начале ХХI в. Мы заговорили о войнах медийных, кибервойнах, сетевых войнах, гибридных войнах и так далее.
К нашему времени появился уже целый ряд метафор, оправдывающих войну. Разные доктрины и теории говорят о войне как о естественном регуляторе численности населения Земли, как о лекарстве, войне как двигателе научно-технического прогресса, как механизме защиты общечеловеческих ценностей и так далее. Мы воюем за все. И за мир во всем мире мы тоже, к сожалению, воюем. Уже полувека разрабатывается теория так называемый справедливой войны. В результате феномен войны выводится из области политики и вводится в область морали, где противостоят не враги и союзники, а «хорошие» и «плохие». И мы видим эти метаморфозы, которые принимает война, видим, как эволюционирует форма военного конфликта от борьбы за место у костра в каких древних временах до транснациональных операций в XXI век.
Возникает такое ощущение, что человек сам войны не хочет, но человечеству от войны никуда не уйти. С одной стороны, эта та перспектива и тот ужас, который мы все пытаемся избежать, а с другой стороны, этот тот «темный подвал», который в каждом доме есть, мимо которого со страхом проходят дети, и без которого дом в принципе не существует. И вот это постоянное присутствие в нашем общечеловеческом доме такого «подвала» заставляет нас внимательно присмотреться в эту темную область на примере Великой Отечественной войны и может быть более близким к нам войнам, чем мы и будем сегодня заниматься», — сказал отец Евгений.
Далее работа пленарного заседания продолжилась обсуждением темы форума экспертами.
Участниками открытого разговора стали гости Чтений:
— Монах Киприан (Бурков) – штурман военной авиации, Герой Советского Союза (1991 г.), советник Президента Российской Федерации (1991–1993 гг.), полковник (г. Москва);
— Фирсов Сергей Львович – профессор кафедры ЮНЕСКО ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», доктор исторических наук, профессор; профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии (г. Санкт-Петербург).
А также:
Архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн;
Рыжов Станислав Павлович – редактор ОГАУК «Магаданская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина», главный редактор изданий альманаха «На Севере Дальнем», журнала «Колымские просторы»;
Федорчук Руслан Анатольевич – директор ГБПОУ «Магаданский политехнический техникум».
Модераторы:
протоиерей Евгений Беляков, настоятель храма в честь святителя Николая Чудотворца (г. Магадан);
Мунтян Ольга Григорьевна, заведующая Детско-юношеским центром чтения МБУК г. Магадана «Централизованная библиотечная система».
В ходе работы дискуссии слушатели также смогли задать вопрос или высказать свое мнение по обсуждаемой теме.
По окончании работы Пленарного заседания состоялось торжественное награждение. Медали Магаданской епархии были удостоены:
монах Киприан (Бурков);
Сергей Фирсов,
Станислав Рыжов,
Роман Корсун, ректор Северо-Восточного государственного университета.
В завершение встречи Архиепископ Иоанн огласил информацию о регламенте Чтений и пригласил слушателей принять участие в работе секционных заседаний, которые пройдут 13 и 14 декабря в рамках форума.
Источник: пресс-служба епархии